Как сделать баланс предприятия для хозяина, а не для галочки

Поговорим за баланс...


Сегодня в меню 

Активы и пассивы баланса 
Логика активов и пассивов 
Что еще нужно держать в уме 
Актив = Пассив
Бывают суммы меньше нуля 
Как считать баланс, если не для галочки, а для себя? 
С чего начать
Как отличить статью от события? 
Напоследок, всякие размышления 
Резюме: как быть?

Активы и пассивы баланса

Общее для любого баланса предприятия – двойная запись. Любое событие, как минимум, можно рассмотреть с двух сторон. В учете эти стороны жизни – объекты и субъекты учета. Потому для понимания Активов и Пассивов Баланса необходимо знать, что такое объект и субъект.
↑ субъект учета держит в руках объект учета


Небольшая иллюстрация сверху показывает, что такое объект и субъект. Если в общем, возьмем любую статью актива, например, складские запасы. Это объект учета. Если проще, они неживые. То есть они лежат себе и все. Пока их никто не трогает, вряд ли куда-то уйдут. Деньги! То же самое: остатки в национальной валюте, в иностранной валюте, в купюрах и в электронном виде – все это объекты учета. Дальше. Берем статью пассива, например, долг по налогам. Это относится к субъекту, а именно – к государству.
Есть и исключения, но об них не буду говорить, ведь ты сам все поймешь!

Итак, приступим к рассмотрению баланса. На схеме ниже даю только те статьи баланса, которые, на мой взгляд, наиболее актуальны:

Советский баланс  Западный баланс
Активы
Необоротные активы
  • Нематериальные активы
  • Основные средства;
Оборотные активы
  • Склад
  • Дебиторская задолженность
  • Денежные средства


Пассивы
Собственные средства
  • Уставной капитал
  • Нераспределенная прибыль
Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства
  • Кредиторская задолженность
Активы
Оборотные активы
  • Денежные средства
  • Дебиторская задолженность
  • Склад
Необоротные активы
  • Основные средства
  • Прочие


Пассивы
Краткосрочные обязательства
  • Кредиторская задолженность
Долгосрочные обязательства
Собственный капитал
  • Капитал
  • Нераспределенная прибыль

↑ Итак, господа, если для вас важно иметь баланс западного образца, имейте ввиду, что он отличается от советского в основном порядком статей, а именно он перевернут. В западном балансе в статье «Необоротные активы» есть еще статья «Goodwill», что в переводе означает «Деловая репутация». Дело в том, что у них балансовая стоимость компании по факту может быть ее продажной ценой. Поэтому там есть такая статья, которая часто используется. У нас же я «Деловой репутации» не встречал. Лол)


Логика активов и пассивов

Как ты уже заметил, баланс – это таблица:

Активы расположены в неслучайном порядке. Больше скажу, они расположены весьма по-умному. У каждой статьи свое место. То же касается и пассивов. В активах основной вопрос является так же основной целью предприятия:
Превратиться в деньги!
Итак, начну с активов:
Статья активов Пример Как быстро может превратиться в деньги?
Нематериальные активы -- это… пусть будет программное обеспечение -- Никак не может стать деньгами обычно. По крайней мере, мне неизвестно, чтобы лицензию на программу можно было после длительного пользования перепродать. Хотя Гугл знает такие примеры =) Но, все-таки, большая редкость.
Основные средства -- это оборудование. Компьютеры туда же Редко мы их продаем. Потому что покупали для длительного использования!
Товарно-материальные ценности -- это все, что лежит на складе, на прилавке Это мы ими торгуем. Конечно, скоро они станут деньгами. Но не так скоро, как бы нам хотелось
Дебиторская задолженность -- что нам должны должники наши Это, кстати, долг тех, кому мы уже что-то продали, а они еще нам не заплатили. Ай-ай-ай! Надо платить. Но мы ненадолго прощаем должников наших. Долг – это уже почти деньги, но еще не деньги пока.
Денежные средства -- тугрики Ура! Наконец-то! Это и есть деньги. Ничего не нужно превращать. Цель предприятия достигнута.

Способность вещи превращаться в деньги – это ликвидность. В советском балансе активы расположены от наименее ликвидных к собственно деньгам.

Нашел в Гугле неприличную шутку про ликвидность:
[Ликвидность – как туалетная бумага. Если у тебя ее нет, ты в говне.]
↑ Нельзя не согласиться (для прочтения выдели текст).

Пассив
В пассиве же баланса тоже есть логика. И она красивая, но вопрос в другом. В чем же вопрос? Предлагаю сформулировать его так:
[Сколько стоят нам деньги?]
↑ Здесь не буду делать отдельную таблицу. Но поразмышляем. Речь не о ежедневных тратах, а о жизни фирмы вообще.
Вот ситуация. Некто решил открыть фирму. Первое, что он имел – собственный капитал. Потом, ему не хватило собственных денег и он взял на развитие кредит. Это начало бизнеса.
Потом уже появляются краткосрочные долги: поставщикам, сотрудникам, государству, банкам. Каждый последующий шаг стоит Ему все больше риска. А риск означает цену денег. Чем больше риск, тем больше процент.

Теперь ты поймешь, что значит, когда пассив баланса выгладит так:
Собственные средства ................50
Долгосрочные обязательства ..........0
Краткосрочные обязательства .........100500


↑ Это нехорошо, если краткосрочные долги нечем гасить. Ой, нехорошо!
Вот тебе и небольшой финансовый анализ. Дальше -- больше.

Что еще нужно держать в уме

  Актив = Пассив

Всегда итог актива равен итогу пассива, т.к. это одно и тоже, только с разных сторон. Мы говорим «Яблоко ценой 2 грн.», и мы говорим «Купил сегодня из собственных средств за 2 грн.», но мы все еще говорим о той же сумме денег – 2 грн., если не ошибаюсь.

 

Бывают суммы меньше нуля

Важно знать, что многие цифры в балансе могут иметь отрицательное значение. Например, убыток – это прибыль с минусом впереди. С точки зрения баланса как таблицы – это так. По-человечески, было бы верным сказать: убыток составил 20 грн., а по-бухгалтерски мы запишем так: итог по статье прибыль/убыток равен минус двадцать гривен. Вот.

 

Как считать баланс, если не для галочки, а для себя?

С чего начать

Если фирма уже запущена, а учет был формальным или, мягко говоря, неточным, то ты можешь начать все заново. То есть прикинуть баланс на начало того периода, который у тебя вот будет. И с него начать.
С чего начать – это вообще самое сложное. Начни с составления перечня статей, которые у тебя там в балансе будут отражаться. Ниже в таблице я перечислю некоторые из них:

Статья Где находитя
Прибыль / убыток
 
Пассив
Зарплата
 
Нет такой статьи, а что же есть? ↓ X
Долги по зарплате
 
Пассив
Касса
 
Актив
Выплата ЗП
 
Нет, это событие * X
Получение денег от клиента
 
Нет, это событие! * X
Оплата поставщикам
 
Нет, это тоже событие!!! * X
Склад
 
Актив

 *  -- все это события, но не статьи баланса.

Как отличить статью от события?

Статья отвечает на вопрос «Что есть?», а событие отвечает на вопрос «Что произошло?»

↑ рассмотрим для примера езду на велосипеде. Завершенным событием считается поездка на велике. Но сама поездка не может быть статьей, так как статья отражает состояние объекта или субъекта в данный момент. С другой стороны, езда на велосипеде затрагивает объект – велосипед, и субъект – велосипедиста. Похоже дела состоят и с учетом в бизнесе. События мы запоминаем определенным образом. Они отражены в нашей памяти и затрагивают людей и предметы. Теперь разобьём все выше сказанное на части и применим к учету фирмы.

Поездка на велосипеде. Событие. Нужно записать.

Затрагивает следующие статьи: актив – велосипед, пассив – велосипедиста.

Изменение актива равно изменению пассива = пройденному расстоянию.

Напоследок, всякие размышления

Опишу здесь зарплату, так как она часто возникает в умах людей и будоражит эти самые умы.
Зарплата – где ее отражать? А бог его знает… Но если серьезно, то зарплата существует в трех состояниях: в долге по зарплате, в прибыли, и в деньгах. Первые два – пассивы. Деньги же – актив. Зарплату платят все, таким образом имеем уже стопроцентно 3 статьи в балансе:
  • Долг по зарплатам
  • Прибыль
  • Деньги
Но все-таки, как это происходит? Если ты поймешь принцип, то остальные вещи в балансе ты разберешь сам и поймешь их суть.

Зарплата затрагивает вполне конкретных субъектов, которые хотят кушать. Это – наемные работники. Назовем их сотрудниками фирмы. Сотрудники делают свое дело все рабочее время, от звонка до звонка. Они вырабатывают некоторый продукт, за что и получают в итоге деньги. Но вот дилемма: они же работают непрерывно, значит их труд невозможно назвать событием. Ведь событие – это же свершившийся факт. А они себе работают и продолжают делать это вне зависимости от хода времени. Но мы привыкли делить такие процессы на промежутки. Поэтому возникло такое событие:

Начисление зарплаты
↑ Время будет идти независимо от того, на какие промежутки мы его поделим.

Сотрудникам, в принципе, плевать на начисление зарплаты. Они знают наверняка, что раз в период или в срок им полагаются деньги. Начисление же зарплаты только лишь фиксирует тот факт, что они отработали и выполнили свою задачу так или иначе.  Поэтому, начислять зарплату – дело зануд. Кому это вообще нужно? Так вот, вернемся в мир учета. Для учета процесс начисления того или другого долга очень важен. Ведь учет происходит в периоды: день, месяц, квартал, год. Так вот, нам нужно записать ту сумму долга по каждому сотруднику, которая возникла за небольшой сравнительно кусок времени.

Например, речь идет о сумме 500:

Актив Сумма актива Пассив Сумма пассива
- 0 Долг по зарплате +500
- 0 Прибыль -500
ИТОГО актив 0 ИТОГО пассив 0


Примечание. Ты знаешь, всегда сумма актива и пассива по событию равны. Если мы вытащили из кармана последний рубль, то в кармане рубля уже быть не может. Так и здесь.
Поясню, что значит вся эта нехитрая запись.

Произошло начисление зарплаты. Нам нужно его записать для баланса.

Этот факт фиксирует изменение долга по зарплате, а именно долг увеличился.

Долг – это статья баланса.

Она записывается в пассив, так как мы (фирма) должны.

Долг по зарплате увеличился, изменив сумму пассива. Но мы знаем, что сумма должна быть равна по активу и по пассиву. Поэтому мы догадались, что наш долг – это еще и затрата фирмы. А следовательно, как затрата он изменяет прибыль. Здесь замечу, что такая краткая запись не всегда верна с точки зрения скрупулёзного бухгалтерского учета. Но, как для хозяина фирмы, тут все ясно.

И смотри, прибыль-то уменьшилась. Прибыль – это итоговое изменение долгов. То есть не денег, а именно долгов. Так бывает почти всегда. Исключением являются долги большие, которые несоизмеримы с маленьким отчетным периодом. Возникновение большого долга в бизнесе принято называть:
Инвестицией
↑ В жизни велосипедиста инвестицией является покупка нового байка. Ты, должно быть, заметил, что результатом езды для велосипеда, как объекта, я поставил пройденное расстояние. Так оно есть. Но для самого велосипеда есть еще важное изменение. Он в пути немного износился. Но при покупке его, он был совершенно новым.

Инвестиции не затрагивают прибыли сразу, если они сравнительно дорогие. Но инвестиции – это не только долг, но и то, что за этим долгом кроется. Велосипед, как инвестиция, утратил часть своей стоимости во время поездки. Эта часть и будет списана на убыток:

Актив Сумма актива Пассив Сумма пассива
Основное средство (велик) -20 Прибыль -20
ИТОГО актив -20 ИТОГО пассив -20

↑ Эта запись о свершившимся факте износа велосипеда. Мы не можем знать наверняка, на какую сумму он износился. Поэтому мы считаем чуть-чуть пока, на свое усмотрение. Именно. На свое усмотрение! Так и поступай со своими инвестициями. Береги их, конечно. Но списывай понемногу от них на затраты, то есть в упрощенной схеме – сразу на прибыль.

Но вернемся к нашей зарплате. И для того, чтобы бедные сотрудники не сильно возмущались, выплатим ее в полном размере:
Актив Сумма актива Пассив Сумма пассива
Касса -500 Долг по зарплате -500
ИТОГО актив -500 ИТОГО пассив -500

То есть ты видишь, изменение суммы денег в кассе не затрагивает прибыль. Прибыль – вещь весьма виртуальная. Она может быть, а может и не быть. В фирме важно сохранять баланс между долгами фирмЫ и долгами фирмЕ. Тогда фирма будет чувствовать себя хорошо, будет прибыль. Но не менее важно фирме иметь кой-какие деньги. Это многие предприниматели ставят на первый план. Они буквально матом ругаются:
[Како** хуя у меня убытки, ведь денег на счету – мильйон. Есть деньги, значит есть и прибыль, так?]
Ответ кроется в том, что баланс – не является единственным полезным документом для хозяйственного учета. Так же нам понадобятся и другие таблицы. Но о них – в других статьях.

Резюме: как быть?

Первое, что тебе требуется – научиться правильно записывать события. С них все начинается. Как это правильно делать – сложная тема, и тоже тема отдельной статьи. Пока же дам несколько простых рекомендаций.

Научись всегда записывать одинаково, будь это касса, зарплата, поставщики -- все события лучше записывать одинаково. Значит, универсальные названия колонок, одинаковые названия субъектов и объектов учета в разных журналах. В идеале, сделай один большой журнал всех событий – и в него записывай некоторые агрегированные события. Агрегированные значит, например, не зарплата по каждому сотруднику – N записей за период, а суммарная зарплата -- всего две записи: начисление и выплаты.

Второе -- научись сумму по событиям записывать всего один раз. В одной колонке. А именно -- в национальной валюте -- со знаком минус или плюс. Это самое сложное, но очень важное для понимания правило.

Приведу пример из кассового журнала:
Пришли деньги......... +500
Ушли деньги
........... -500
 
Это позволит тебе тратить меньше времени на понимание всего. Знак события должен соответствовать знаку изменения ключевой для данного журнала статьи баланса. Например, журнал поставщиков -- ключевым можно сделать долг по поставщикам. Знак + ставить, когда нам отгружают товар, знак минус -- когда товар оплачивается. И так далее.

Не хочется так просто кидать тебя, не объяснив всего подробно. Но эта статья как-бы наталкивает на мысль, но не дает полного рецепта. В последующем планирую другие статьи на тему учета.  А пока есть эта статья о финансовой сути вопроса и еще статья о техническом исполнении учета на фирме. Так что
Успехов!



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Запросы (query) в Google Docs, как инструмент для профессиональной разработки отчетов и приложений

Связанные выпадающие списки в табличках Google

Замечательная функция Фильтра (FILTER) в таблицах Гугла (Google Spreadsheets)