Как создать справочник и не ошибаться при вводе данных в Excel и в Google Docs

Тема справочников должна идти флагманской темой для любого аналитика и предпринимателя, который ведет свой учет в электронных таблицах. Ведь справочники помогут:
  1. Не ввести неверные данные
  2. Дать возможность получить любой отчет в будущем.
К тому же справочники ценны сами по себе! Они иногда могут стать ценным источником информации. Но главное -- это невозможность ошибки. Когда дело касается учета денег или долгов, то тут все серьезно: ошибка может стоить очень дорого.
↑ не поддаваться панике! Держи все под контролем.


Мое решение по поводу справочников

Для примера рассмотрим любую таблицу с данными, например, таблица по закупкам спортивных товаров. Если ты ведешь такую таблицу в Экселе, то тебе наверняка захочется через некоторое время узнать:
  • сколько товаров из категории «Мячи» закуплено в течение последних трех месяцев,
  • сколько денег ты должен каждому поставщику просто и в разрезе товарных групп
  • и так далее. Придумай сам!
Механизм очень прост. Он состоит всего из двух шагов. Если тебе лень читать, просто посмотри это видео про справочники в Google Docs, и все поймешь:


↑ качай пример в файле «Птички...» и пробуй сделать то же сам.

Пример из видео упрощен. Он предполагает, что ты начинаешь с нуля. Далее я расскажу, как сделать справочник к уже существующей таблице с данными посредством Excel.

Шаг первый. Создай список уникальных значений

В Экселе для того, чтобы создать список уникальных значений, проще всего использовать сводную таблицу.

  • Выдели диапазон, в котором находится список ВСЕХ значений
  • Иди в меню Данные (в последних версиях Excel -- Вставка) > Сводная Таблица
  • В появившемся диалоге сводной таблицы нажми ОК
  • Создастся макет Сводной таблицы на новом листе. В список значений (Строк) перемести название поля, которое ты выбрал.
↑ Перетащи свое Поле в область СТРОКИ

  • Готово! У тебя должен получиться список всех уникальных значений.
Теперь скопируй его и вставь как значения. Это и будет твоим справочником. Иногда еще необходимо очистить свою таблицу от дублей. Например, категории товаров "Мячи" и "Мячи " (с пробелом в конце) компьютер засчитает как 2 различных значения. В этом случае тебе нужно вернуться на таблицу с данными и Все "Мячи " с пробелом заменить на "Мячи" без пробела. Чтобы это сделать:
  • Нажми сочетание клавиш Ctrl + H -- найти и заменить
  • В поле Найти: напиши "Мячи " с пробелом
  • В поле Заменить на: введи "Мячи" без пробела
  • Жми на кнопку Заменить все!
Таким образом, ты почистишь свою базу от ненужных повторов. Тогда ты можешь удалить их и из справочника. Ты уже на половине пути. Теперь необходимо привязать свой справочник к исходной таблице

Шаг второй. Привязать справочник к исходной таблице

Тебе нужно выделить всю колонку в исходной таблице, в которой ты вносишь категорию из справочника. И далее всего пару кликов мыши:
  • Идешь в меню Данные > Проверка данных
  • Откроется диалоговое окно. Выбери Тип дынных > Список

  • Появится возможность выбора Источника данных. Стань в него и выбери диапазон из справочника
  • Совет: выбери диапазон длиннее, чем просто все данные из справочника. Например, если был диапазон А2:А30, то исправь его на А2:А3000. Тогда ты сможешь вносить новые строки в справочник и они попадут в исходник.
Последнее. Проверь работу своего справочника. Попробуй внести значения из выпадающего списка., попробуй так же внести неверное значение. Компьютер должен запретить ввод любых значений, которых нет в справочнике.

И ура! Надеюсь, по моим подсказкам, ты смог настроить себе один или несколько справочников в исходной таблице с данными. Ты сделал огромный шаг на пути к автоматизации своего бизнеса. Если возникнут проблемы, пиши об этом в комментариях.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Запросы (query) в Google Docs, как инструмент для профессиональной разработки отчетов и приложений

Связанные выпадающие списки в табличках Google

Замечательная функция Фильтра (FILTER) в таблицах Гугла (Google Spreadsheets)